exclusive
137870 просмотров

Альберт Тадевосян: Хочу открыть в Армении свою баскетбольную школу

Фото: Медиамакс


Недавно вместе со сборной Армении по баскетболу Альберт Тадевосян стал чемпионом Европы среди малых стран. В беседе с Mediamax Sport он рассказал о потрясающих эмоциях, секрете командного успеха, жертвах и длинных волосах.  

- Вы вернулись из Мальты чемпионами, какие были ожидания и как все получилось?

- Впечатления самые классные и радостные. В принципе, я изначально планировал выиграть турнир. В 2016 году я пропустил чемпионат среди малых стран, и команда победила без меня, поэтому мне очень этого хотелось, и я серьезно готовился к турниру.

- Как готовился? В эмоциональном плане был другой настрой, или физическая подготовка?

- В первую очередь, готовился физически. Я сейчас точно нахожусь в лучшей форме за последние 5 лет. Индивидуально начал подготовку в России, нанимал себе личного тренера, в Москве мне помогал Никита Панфилов, большое ему спасибо ему за это, и был в контакте с тренером сборной. Уже на сборах был очень сконцентрирован и каждый день изо всех сил работал, старался, после тренировок хорошо восстанавливался, следил за здоровьем.

Фото: Медиамакс


- Именно поэтому у тебя была такая уверенность, что победите?

- Если честно, в голове даже не представлял, что мы займем какое-то другое место, кроме первого. Думал только о том, что мы должны стать чемпионами. И на пресс-конференции перед отъездом говорил, что мы привезем вам золотые медали. Слава Богу, удалось сдержать обещание.

- А если бы не получилось, что тогда?

- С тренером мы, например, поспорили, что если не выиграем, мне придется постричься (смеется - авт.). Так что, это была дополнительная мотивация для меня.  

-А Мальта понравилась, успели где-то побывать и увидеть новые места?

- Я обожаю путешествовать, изучать новые страны и города, историю этих стран. В Валетте понял всю красоту и атмосферу этой страны, было классно. Я, наверное, зарядился какими-то позитивными вибрациями и уже как раз на следующий день в полуфинале набрал 35 очков.

Фото: Медиамакс


- Ты сам был настроен хорошо, но баскетбол - командная игра. Как сделать так, чтобы и партнеры по команде думали так же и помогали друг другу?

- У нас был очень классный тренер, это тоже связано с настроем, в психологическом плане он очень крутой. Он нас всех объединил, дал поверить в себя, реально из нас звезд сделал. Я удивлялся, он с NBA приехал, мы обычные ребята из Армении, по сути - никто, если так рассматривать в мировом масштабе. А Рекс Каламян с нами работал и относился как к звездам. Например, звонил в отель и говорил: «Тут вещи постирали, я могу тебе в номер привести». Представляете? Человек там с суперкрутыми игроками работает, а ведет себя так просто. С ним приехал и тренер Пит, он в “Филадельфии” работает, я мог ему в любое время позвонить, хоть в 3 часа ночи, и сказать - мне нужно пойти побросать, и он пойдет мне мячи подавать. У меня не шли броски, он дал мне уверенность. Сказал: «Когда будет нужно, я готов тебе подавать».

Фото: Медиамакс


- Может, это у нас представление о NBA неправильное, мы думаем, что там звезды и все по-другому, а на самом деле - на первом месте обычные человеческие отношения?

- Сто процентов. Я начал понимать, что там все именно так и происходит. В NBA на первом месте игрок, в Европе или в России, где я прошел баскетбольную школу, вообще другое отношение. У нас тренер - диктатор, игрок - никто и ничто. Поэтому я вообще поменял представление о тренерской работе. И ради тренеров тоже хотелось показывать крутой баскетбол.

- И игроки там суперзвезды, но так много работают и потеют, чтобы удержать свой уровень и место в команде. Может, у нас другой настрой и уровень тренировок?

- Чтобы иметь качественный баскетбол, нужны хорошие школы и зарплаты, потому что никто не будет убиваться ради смешных денег, с футболом они даже не сравнятся. Если дети будут понимать, что могут сделать баскетбол своей основной профессией, будут тренироваться, становиться хорошим игроком и при этом зарабатывать. У нас в сборной у каждого есть вторая работа, даже у меня. Наш сезон длится полгода, потом я еду тренировать и зарабатывать деньги. У меня индивидуальные тренировки, сейчас думаю, может свою баскетбольную школу в Армении открыть.

Фото: Медиамакс


- Федерация баскетбола Армении тоже старается, чтобы возродить этот вид спорта и сделать массовым.

- Это долгий процесс, я надеюсь, что с такими турнирами, где мы занимаем какие-то значимые места, произойдет резонанс в обществе, и может спонсоры тоже увидят, и будет больше денег крутиться вокруг этого вида спорта.

- В Армении командные виды спорта вообще не развиты, в чем причина, по-твоему?

- Индивидуальные виды спорта - это круто, и я горжусь армянскими спортсменами, которые добились результатов, но их намного легче развивать, чем командные. Там абсолютно другие деньги, организация, все по-другому. В командах видах нужно намного больше усилий приложить для успехов.

- У вас получилось победить на чемпионате среди малых стран. Это неплохой результат для сборной Армении.

-У каждого была своя роль, и приходилось ради общей цели кому-то идти на уступки - меньше забивать, центровые у нас очень мало участвовали в атаках, они больше черновой работы выполняли. У нас все было заточено на 3-очковые броски, я иногда в общении слышал недовольство, но игроки понимали, что у нас есть общая цель и все ровно сжимали свои зубы, терпели и делали, что от них тренер требовал. Это не легко, но спасибо им за это. Я тоже много раз такие роли выполнял в прошлых командах, поэтому я знаю, каково им.

Фото: Медиамакс


- А ты пойдешь на жертвы ради общего блага?

- Мне кажется, я супер командный игрок. Я всегда это делаю, в прошлой сборной, когда нас тренировал Бавцевич, моя роль была только защищаться, я в нападении практически не получал мяч, за игру мог 0 раз бросить. Конечно, было очень трудно, у нас у всех есть эго, хорошим баскетболистом без этого трудно стать, в командах видах спорта все равно надо выделиться, внутри команды тоже идет конкуренция, все дружите, но все ровно у вас борьба за место в основе. Можете поубивать друг друга на тренировках, а потом выходите и играете вместе. Мы к этому привыкли.

- Ты не один раз отмечал, что у вас хорошая команда. Какой сейчас у нее потенциал и чего еще можете добиться?

- Команда у нас сплоченная, ребята молодые, но цели не от нас зависят, я не знаю, какой будет следующий турнир, где мы будем играть. Это очень трудно и обидно, мне уже 28 и не так уж и много осталось играть. Мне бы хотелось как можно больше игр провести со сборной. Все упирается в финансы, я не знаю, нужна ли Армении сборная по баскетболу.

Фото: Медиамакс


- А вы как чувствуете, нужна? Болельщики точно любят вас, всегда поддерживают.

- Пока что чувствую, что не нужна. На наши игры ходит очень много людей, залы заполняются. На Кубке SADA в спортивном комплексе свободных мест не было. У нас бывают победы круче, чем у футбольной сборной, хотя она 30 лет существует. Я сам очень люблю футбол, слежу, хожу на игры сборной, но, по-моему, у нас атмосфера даже круче, чем на футболе. Если с умом заняться этим вопросом и вложиться, то можно потом и фидбек получить в 3 раза больше.

- А что тебя держит в баскетболе, почему так любишь эту игру?

- Очень сложный вопрос, просто люблю и все. Наверное, азарт, мне нравиться свобода, разнообразие, ездить по странам. Я не могу сидеть в офисе на одном месте по 8 часов, мне нужно постоянное движение, быть в ритме, спорт уже как наркотик для меня. Если даже 3 дня не позанимаюсь, мне плохо становится. Организм уже привык.

- Давай поговорим немного о твоем детстве, как и где оно проходило?

- Родился я в Твери, прожил там до 20 лет, учился в школе, подписал первый профессиональный контракт, закончил Тверской государственный университет, я физик по первой профессии. У меня 2 высших образования, потом в МГУ политологию окончил. У меня папа - армянин, мама - русская, это мамина заслуга, что всегда учился хорошо. Я не думал, что баскетболистом стану, так просто все получилось.

Фото: Медиамакс


- А как в баскетболе оказался и полюбил его?

- Просто в школе секция открылась, и мама спросила: “Хочешь?”. Я в детстве обожал футбол, по 12 часов играл, но, к сожалению, рядом с домом не было футбольной школы. А то был бы крутым футболистом, играл бы в сборной Армении, был бы высоким игроком, как Златан Ибрагимович. А во дворе у нас было баскетбольное кольцо, это тоже, кстати, очень сильно определяет, кем ты станешь. Посмотрите интервью многих баскетболистов, они скажут, что у них было кольцо. Я с 4-х лет с отцом мячик бросал.

- Ты подписал контракт с “Арцахом” и жил там. Что тебе больше всего нравилось в Степанакерте?

- Там вообще было прекрасно, очень красивый регион, хорошие люди, влюбился в Арцах, замечательная природа, очень вкусная еда, самое вкусное мясо я ел именно там. Жинглялов хац естественно лучший в мире, мед великолепный, гранат бесподобный. Очень обидно, что многие земли сейчас не наши. Я очень сильно переживал, у меня там много друзей воевали, кого-то потерял, конечно, больно. Надеюсь, историческая справедливость восторжествует, возможно, нужно больше времени.

- А как вообще в Армении оказался, кто пригласил тебя здесь выступать?

- Никогда не думал, что могу играть в Армении. Лет 8 назад в первый раз как баскетболист я в составе команды Москвы приехал на Панармянские игры. Ара Погосян меня пригласил играть в своей команде, год до этого играл на Кубке Армении, потом начал выступать в сборной, и все началось.

Фото: Медиамакс


- Какаво было впервые выступать в сборной, что тебе здесь больше понравилось и удивило?

- Радость, новые ощущения, как спортсмен хочется испытать новые вызовы, понять для себя - можешь играть на таком уровне. Мы играли против реально крутых и сильных сборных. Выступать в сборной - это счастье, большая честь. В Армении мне нравятся природа, еда, простота в отношениях, нет такого пафоса, как в Москве, который напрягает.

- Поговорим о неудачах и травмах, которых у тебя было немало. Как ты научился их преодолевать?

- Я, наверное, 3 года пропустил из-за травм, это было очень тяжело. Последняя серьезная травма у меня была лет 5 назад, из-за нее полтора года не мог играть. Впоследствии у меня началась жесточайшая депрессия, я не думал, что у меня она когда-нибудь может быть. Всегда считал, что депрессия для слабых людей. Я просто из комнаты не выходил, ничего не делал, просто лежал дома целыми днями.

Фото: Медиамакс


- А как переборол депрессию и травму, чтобы снова вернуться в спорт?

- Переборол только когда травма прошла. Думал, что завяжу с баскетболом, реально размышлял, что мне дальше в жизни делать. И врачи не знали, что это и как ее лечить. Слава Богу, нашел одного специалиста, баскетбольного тренера по физподготовке ЦСКА. Он тоже особо не понимал, в чем проблема, но один раз уже видел такую травму. Сказал, что мне нужно просто закачивать ее, не стараться лечить и ждать, когда пройдет, а через боль работать. И вот так потихоньку через полгода восстановился, и самое интересное, не выступая 1,5 года, в первой игре в гостях вышел против сборной Боснии, полный зал, все кричат, и у меня такое ощущение, что с самого низкого уровня оказался на самом высоком.

- А каково это было, чувствовал страх, волнение?

- Да, я и до этого на таком уровне не играл. Хорошо сыграл, тогда я вообще ни о чем не думал, был на эмоциях, просто летал. Было очень круто, у меня это в памяти на всю жизнь останется. Одна из самых незабываемых игр.

Фото: Медиамакс


- Я помню, когда начал играть в Армении, у тебя были короткие волосы, прошло некоторое время, ты круто изменился. Это такой этап был в твоей жизни, что хотел внешне преобразиться?

- Многие уже не помят (смеется - авт.). Да, это был именно такой этап. Я подписал контракт с “Арцахом”, приехал, а там такая атмосфера, горы, природа, особо ничего не поделаешь, там жизнь очень спокойная. И я немного ушел в себя, начал медитировать, на йогу ходить, духовные книги читать. И у меня такой образ возник в голове, отстраниться от всех, хотел внешне менее привлекательным стать, не брился, не стригся, чтобы поменьше со стороны девушек внимание было, а потом стало наоборот (смеется - авт.). Сейчас я себя хорошо чувствую.

- Много ли у тебя поклонниц, и простят ли они меня, если я спрошу, свободно ли твое сердце?

- Не очень много, обычно девчонки со школы пишут. У меня были отношения, расстались месяца 4 назад. Я свободен сейчас, так что девчонки, пишите, не стесняйтесь, я открыт к общению (смеется - авт.).

- Очень много ребят тоже восхищаются тобой, после SADA Cup видела, как они кричали твое имя, ты ко всем подходил и подписывал для них. Тебе нравиться быть примером для детей?

- Очень приятно, но на самом деле чувствую себя немного некомфортно, как будто какая-то звезда. Но до последнего подхожу. Я представляю, если бы я был ребенком в Твери. Помню, у нас была профессиональная команда, смотрел их игры и восхищался, хотел поближе пообщаться, сфотографироваться. Поэтому всем стараюсь уделить время.

Фото: Медиамакс


-Назови 3 преимущества и 3 недостатка высокого роста.

- Воздух свежее (смеется - авт.), на самом деле, наверное, красиво смотрится, девушкам нравятся высокие парни. Мне просто нравится мой рост (1,94 м, ред.). Головой всегда бьешься, в самолете невозможно сидеть, иногда в такси, в Армении не найти себе кроссовок 47 размера, и одежду тоже. Кровати бывают маленькие.

- Что дал спорт тебе и ты - спорту?

- Я ему вообще все отдал, самое главное - здоровье, мне он дал эмоции, счастье, возможности, надеюсь, они в будущем еще больше будут.

- С кем бы из известных баскетболистов хотел бы сыграть?

- Да с любимы известными, мне еще давно нравится Стефeн Карри, с Майклом Джорданом даже сейчас сыграл бы, хотя он старый (смеется - авт).

Фото: Медиамакс


-А считал ли когда-нибудь, сколько 3-очковых бросков у тебя получалось?

- На турнире я в каждой игре забивал бешеный процент 3-очковых, а в карьере не считал, наверное, много было. У меня они в основном хорошо получаются.

- Твое любимое место в Ереване?

- Мне нравиться Каскад, улицы Абовяна и Сарьяна, где 2 года назад снимал квартиру, шикарно было, спускаешься, там внизу кофе и винная улица, особая атмосфера.

Фото: Медиамакс


- А из еды что любишь?

-Да я все люблю, очень много ем, по 5 раз в день, у меня большие порции. Сам тоже готовлю, но не вкусно, для меня главное - скорость готовки, потому что прихожу с тренировки голодным, и мне нужно быстро поесть. Я обычно все смешиваю, в Мальте шведский стол был, и тренер удивлялся, как я все перемешиваю и ем. Мне нравится, когда во рту все вкусы - сочетаемые и несочетаемые. Какая-то каша получается из еды.

- Армянское слово, которое тебе трудно выговорить.

- Я давал интервью и слово андипум (встреча) не мог выговорить, наверное, раз 10. Было очень смешно, меня снимали, а я все время запинался.

- Как ты представляешь свое будущее?

- Хочу открыть баскетбольную школу, давно у меня такие планы, надо уже этим заняться, хочу играть в баскетбол, пока есть возможность. Я никогда в будущее не заглядываю, стараюсь находиться в моменте.

С Альбертом Тадевосяном побеседовала Асмик Бабаян
Фотографии: Элен Гаспарян

Комментарии

Здесь вы можете оставить комментарий к данной новости, используя свой аккаунт на Facebook. Просим быть корректными и следовать простым правилам: не оставлять комментарии вне темы, не размещать рекламные материалы, не допускать оскорбительных высказываний. Редакция оставляет за собой право модерировать и удалять комментарии в случае нарушения данных правил.

Выбор редактора